Селигерский край имеет древнюю историю, которая, как и полагается, обросла легендами. Кажется, они живут сами по себе, не обращая внимания на нас, людей.Местные старожилы (коих уже мало осталось) рассказывали много разных занимательных историй и преданий, большинство из которых достойны скрупулезного краеведческого исследования. Все эти истории скрашены самобытной речью, присказкой, в чем-то нафантазированы, приукрашены, а в чем-то – стопроцентно достоверны.
Правда, про всякого рода спрятанные сокровища, я от них не слышал ни разу, зато о разоренных дворянских усадьбах, опустелых и заброшенных деревнях, о людях, когда-то населявших их, – рассказов было немало. Также немало было и рассказов о войне, об оккупации, о бомбежках и обо всех ужасах военного времени, которые пережили рассказчики.
Не знаю, относится ли это к разряду легенд или же баек (что, скорее всего), но вот, рассказана эта история была лет семь назад деревенским плотником, стариком Егорычым. Во время оккупации в соседней с ними деревне, в Ржевском районе, стояла колонна немецких танков. И в один из дней, когда начался очередной бой, порядка десяти танков при форсировании лесного болота в трех километрах от деревни под тяжестью брони засосало в трясину, и их затянуло на дно – словом, утонули в этом самом болоте. Болото, говорили местные, торфяное, и по нему не то что танки – люди-то до войны старались не ходить – такое вот коварное место. На том болоте во время описываемых событий росли чахлые березки – теперь там вымахал целый лесок, а немецкая бронетехника, вроде бы так и осталась на семиметровой глубине – никто за шестьдесят с лишним лет не пытался заняться поисками.
В далеком детстве я услышал легенду о том, что войско хана Батыя все награбленные сокровища (чтобы не замедлять ход войска) сбросила в маленькое озерцо на Селигере (многие говорят о Серебрянном озере – в связи с повышенным содержанием в нем серебра в воде).
Около Никола-Рожка, деверни на берегу Селигера (под горой) есть небольшое озерцо – в детстве я туда забрасывал верши (берега были болотистые) и ловил больших карасей. Один из моих приятелей решил порыбачить на резиновой лодке – измерил глубину – 25 м! (озерцо совсем небольшое – скорее омут или пруд) и когда измерял глубину, зацепил якорем серебряную чашу (не очень большую). Мы в детстве были уверены, что там все сокровище Бытыя – глубоко на дне, покрытые илом …
Еще одна легенда. Около деревни Ботово, в лесу, есть очень странный камень. На нем четко виден отпечаток большой человеческой ладони. Около камня на кустах повязаны ленточки и лежат раскрашенные пасхальные яйца. Местные жители не скажут, как его найти – поскольку есть поверье, что камень заповедный.
А вот и еще легендочка.
Ходит поверье, что из монастыря Нилова Пустынь в Осташков шёл подземный ход, выложенный красным кирпичом. В детстве, когда строили котельную возле почты, мы с другими пацанами наткнулись в стенке котлована на свод, уходящий под землю, правда внутрь не пробрались, всё было засыпано. Мой дядя говорил, что когда в начале 50-х он работал в Ниловой пустыни, то приезжали сапёры и уничтожали там большие подземные сооружения. Что это было конкретно, он не знает, может и действительно ходы?
Слышал я одну из легенд. В бору примерно километрах в пяти от деревни Жуково есть озерцо, не помню как называется, как говорят бездонное, то есть пытались измерить глубину и не смогли. По легенде в этом озере затопили золотые накопления местного помещика.
Почему в Ниловой пустыни были часы нарисованные? Легенда такова: Ровно в полночь на земле начинают править силы зла. Монахи монастыря находятся на границе между злом и добром, не давая нечисти прорваться в наш мир. Поэтому на территории монастыря полночь не наступает никогда, там всегда без пятнадцати двенадцать, всегда граница между добром и злом… Вот так!! Историю мне поведал один из монахов.
Читал как-то в журнале, что на Селигере один мужик, будучи на пенсии, пошел на прогулку с внуком, и тот нашел любопытный минерал, а когда он привез его в Москву, отнес в институт минералогии приятелю. Тот определил в находке внука настоящий, не обработанный алмаз, это говорит о том, что на территории Селигера в свое время была произведена разведка кимберлитовой трубки.
Мальчишкой я учился в средней школе и мы с группой товарищей (некоторые до сих пор живут в Осташкове и могут подтвердить мои слова) ходили в поход, искали место где упал, сбитый легендарный летчик Маресьев. Место нашли, там беседка стоит с памятной доской, а вот сам самолет не найден до сих пор!
Я это услышал от того самого “мальчика” (одного из двоих) который его нашел, на момент встречи это был уже сильно пожилой дедулька, сейчас наверно умер. Так вот он сказал, что когда они его нашли, то вызвались сходить, взять из самолета оружие, документы. Маресьев поначалу согласился, а потом сказал, что лучше сначала немного поправится и покажет место, а потом его отвезли в госпиталь, и о самолете все забыли, но за пару лет, до того как мы, юные пионеры-следопыты, беседовали с одним дедушкой, две женщины пошли в лес за грибами и заблудились, и плутая наткнулись на полянку где стоял, самолет, времен войны, в прекрасном (с их слов) состоянии, дамы потом нашлись, но показать место не смогли. Места эти за Полново, граница Новгородской и Тверской областей.
Мне в 7-летнем возрасте(было это в 87-м году) в деревне Глубочица Осташковского района довелось услышать историю от бабки-соседки, рассказанную ей её бабушкой, о каком-то “змеином дне” (она его по-другому называла, но я забыл). Было это, когда бабушка моей престарелой соседки была молода, ещё в 19-м веке. Пошли они с подругами в лес по ягоды. Ходили, собирали и наткнулись на полянку, где ягод видимо-невидимо. А по периметру полянки лежали ровненько какие-то пёстрые палочки.
Ну, девки с бабами в этот палочный круг вошли, стали ягоды собирать. И вдруг палочки эффектно так синхронно встали стоймя, оказавшись змеями. Все запаниковали, но тут одна из зрелых баб сняла с себя юбку, скомкала её, приблизила ко рту, что-то пошептала в неё, потом бросила на землю и скомандовала подругам: “Бежим!” И они оттуда убежали, нетронутые змеями. А та “заклинательница” потом сказала им, что это был какой-то там “змеиный день”.
Правда ли, эти истории, наверное, не скажет никто. Но они продолжают жить из поколения в поколение. Передаются из уст в уста, раньше перед домом на лавочке, теперь в Интернете.